Почему у наших асов не было по 300 и более воздушных побед?

Сталинград, 1942 г. Михаил Баранов — один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, самый результативныСоветский ас, летчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Баранов. Легко проверить… Наберем в поисковой системе фразу «Лучший ас Второй мировой войны». Советские асы (3 % от всех летчиков) уничтожили 30 % самолётов противника. Э.Хартманн и Г.Баркхорн являются самыми результативными летчиками Второй Мировой войны, имевшими на своем боевом счету 352 и 301 воздушные победы соответственно.

Сбившим наибольшее количество самолётов асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, на счету которого 64 самолёта. Лётчиком-истребителем, имеющим наибольшее число побед в истории авиации — 352, считается ас (эксперт) люфтваффеЭрих Хартманн. В список внесены пилоты, одержавшие более 30 личных побед. С 1936 по 1953 годы свыше 3190 советских летчиков уничтожили 5 и более самолетов противника.

Все то, о чем мы упомянули чуть выше, к самому мастерству летчиков-асов никоим образом не относится. К концу войны многие летчики из его соединения имели на своем боевом счету более 50 подтвержденных воздушных побед. Так, Николай Гулаев сбил 57 немецких самолетов. Надо сказать, что многие советские пилоты не могли стать асами лишь по той причине, что перед ними зачастую просто не было противника.

Почему у наших асов не было по 300 и более воздушных побед?

Так вот, из 112 летчиков 54-й эскадры, вторгшихся 22 июня 1941 года в воздушное пространство нашей Родины, до окончания войны дожили только четверо! Но вот что интересно: весь мировой опыт ведения воздушных войн говорит о том, что в воздушном бою обычно побеждает не тот самолет, который лучше, а тот, в котором сидит лучший летчик. Накануне войны наши летчики только-только начали осваивать новейшие истребители типа Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Немецкие летчики-истребители, и Хартман в их числе, очень часто занимались так называемой «свободной охотой». Именно так немецкие асы зарабатывали себе награды.

Из этого перевернувшегося на посадке «Мессершмитта», поврежденного в бою, только что был извлечен Вальтер Новотны, бывший одно время асом №1 в Германии. Мало того, в конце войны небо над Германией буквально кишело «спитфайрами», «темпестами», «тандерболтами», «мустангами», «илами», «пешками», «яками» и «лавочкиными».

Однако, ВВС Красной Армии в воздушных боях потеряли 12 189 самолётов и 15 161 не вернулись с боевого задания (потери по всем причинам — 39 408), авиация ГВФ соответственно 423 и 244 единиц.

Кого и как сбивали?

По 16 и более побед имеют свыше 800 пилотов. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит (из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго). По факту дело было по другому: один вражеский самолёт сел на вынужденную на нашей территории, второй исправный следом сел за ним на помощь напарнику, но подломился на посадке. Местные жители, увидев эту ситуацию, захватили горе — бедолаг в плен и сообщили на ближайший аэродром, на котором базировался полк В. А. Зайцева.

Как такое может быть?

А байка так и осталась за Зайцевым, хотя Василию Александровичу и своих заслуг и славы достаточно, это был лётчик с большой буквы, который за весь период ВОВ ни разу не был подбит. Но вот в своем «голом» виде, без разумного объяснения, она порой несет в себе чудовищный и по своей сути просто разрушительный характер. Но однажды я купил в магазине детскую книгу «Авиация и воздухоплавание» из энциклопедической серии «Я познаю мир» одного весьма известного издательства.

И он был не одинок. Следующая мысль, которая промелькнет в головах у ребят, естественно, будет о том, что немцы летали на куда более совершенных самолетах. И с этим все ясно. Стоит ли повторять?

Какой самолет лучше?

Интересно, что многие заявленные Хартманом победы не подтверждаются потерями в тот день с нашей стороны. Изучение архивных документов периода Второй мировой войны убедительно доказало, что абсолютно все рода войск во всех странах мира грешили приписками. Не случайно в нашей армии вскоре после начала войны был введен принцип строжайшего учета сбитых самолетов противника.

Летчик мог прилететь и доложить: «Я сбил самолет». Главное, чтобы кинопулемет зафиксировал хотя бы попадание пуль и снарядов в цель. Иногда это позволяло набрать массу «очков». Отсюда следует сделать первый вывод: нашим летчикам засчитывались реально сбитые самолеты. Немцам — воздушные победы, порой даже не приводящие к уничтожению вражеского самолета. И зачастую победы эти были мифическими. Давайте рассмотрим такой вопрос: а могли ли немецкие летчики вообще сбить заявленное количество самолетов?

Кстати, став знаменитыми асами, летчики люфтваффе не получали индульгенцию от смерти. Чуть раньше встретил свою смерть самый знаменитый ас Германии Вальтер Новотны (в 1944 году он первым из летчиков люфтваффе довел свой боевой счет до 250 воздушных побед). А вот немецкий ас Э. Хартман сбил за годы войны 352 самолета! Летчиков-асов Англии, США и Советского Союза командование берегло и ценило. А спасти от гибели их могли только плен или окончание войны. Лишь немногие из асов люфтваффе остались в живых. Хартману и Баркхорну просто повезло.

Также смотри: